
Эксперты компании TMD Friction, ведущего разработчика и производителя комплектующих тормозных
систем под брендом Textar, собрали пять самых распространенных заблуждений автовладельцев о
тормозах и рассказали, почему они неверны.
Начнем с распространенного заблуждения о том, что тормозные диски сделаны из стали.
На самом деле диски делают из чугуна! Причем как из обычного, так и из высокоуглеродистого
(с повышенным содержанием углерода) и легированного высокоуглеродистого чугуна (с добавками
молибдена и никеля). Применение высокоуглеродистого чугуна повышает термическую устойчивость
диска – его способность отводить тепло, позволяет снизить вибрации и шум при торможении.
Диск из легированного чугуна более долговечен за счет повышенной прочности и лучшей
сопротивляемости коррозии.
Второй миф о тормозах утверждает, что ставшая «мягкой» педаль тормоза – результат перегрева
тормозных колодок. На самом деле «мягкая» или «проваливающаяся» педаль тормоза – признак
вскипания тормозной жидкости. Дело в том, что любой газ гораздо проще сжать, нежели
жидкость. По этой причине и падает усилие, необходимое для нажатия на педаль.
Само же вскипание тормозной жидкости может быть вызвано как перегревом тормозных механизмов,
так и попаданием в магистраль воды. Известно, что вода кипит при 100°С, в то время как
тормозная жидкость – не менее чем при 210°С.
Согласно еще одному заблуждению, вскипевшая тормозная жидкость не теряет своих свойств.
Отчасти это верно. Но только в том смысле, что ее качество и до кипения оставляло желать
лучшего, ведь заставить кипеть кондиционную тормозную жидкость при нормальных условиях
эксплуатации крайне сложно. Кипение тормозной жидкости, как правило, означает, что в
нее попала вода и гидросистема требует срочного обслуживания.
Еще один «миф о тормозах» говорит, что тормозную жидкость нужно доливать во время каждого
ТО машины. Это не так. Уровень тормозной жидкости в «бачке» под капотом имеет полное право
колебаться. По мере износа тормозных колодок поршням рабочих тормозных цилиндров приходится
выдвигаться все дальше. Из-за этого уровень жидкости в бачке будет постепенно опускаться.
Но пока уровень не опустился ниже отметки «MIN», доливать «ушедшую» жидкость при этом не
требуется. После установки новых, не изношенных тормозных колодок, объем тормозной жидкости
в бачке восстановится сам по себе. А вот то, что тормозную жидкость нужно менять каждые
2 года – правда.
Пятый миф о тормозах гласит, что производители тормозных дисков не одобряют проточку
тормозных дисков и всегда настаивают на их замене на новые. Однако специалисты считают,
что проточка дисков – как метод восстановления формы тормозной поверхности – оправдана
при соблюдении двух условий. Во-первых, эта операция должна производиться на хорошем
оборудовании, которое обеспечивает соблюдение допусков на размеры. Второе условие:
после проточки диска он должен оказаться, по меньшей мере, не тоньше минимально
допустимого размера, оговоренного автопроизводителем. Но если этот параметр диска
окажется в результате проточки лишь чуть более допустимого, смысл операции будет
стремиться к нулю – все равно изношенный до минимума узел в ближайшее время придется
менять на новую деталь.