Car of the Day

Автомобильный интернет-журнал

.

Зачем покупать «китайца»?


Зачем покупать «китайца»?

Автор этой статьи — петербургский автожурналист Илья Огородников, сменивший аккуратный стол продавца новых машин на творческий беспорядок редакционного офиса. Cтатью о том, стоит ли покупать машины из Китая, по причине жесткости позиции и прямолинейности характера её автора, редакция публиковать отказалась. Car of the Day предлагает вам этот опальный материал, любезно предоставленный его автором.

Так получилось, что первое полугодие для меня, сотрудника автомобильного портала, красной нитью прошил китайский автопром. Масса новостей, презентаций и выходов на рынок новых моделей из Поднебесной. Как следствие, обзоры и материалы с хит-парадами прямых и косвенных конкурентов. А главное – тест-драйвы китайских машин. Именно испытания оставляли наиболее «яркие» впечатления. О китайских автомобилях и тех, кто на них ездит на этот раз – без купюр…

Звонок в тюнинговый центр:
 — Здравствуйте, вы ксенон устанавливаете?
— Да, конечно!
— А сколько стоит?
— Смотря на какую машину.
— На Shuanghuan
— Тогда 1500 рублей.
— А чего так дешево? Наверняка какую-то китайскую фигню продадите…

Этот бородатый анекдот почему-то каждый раз вспоминается, когда у меня на длительном тесте оказывается автомобиль из Поднебесной. Правда саркастический подтекст в отношении владельцев китайских автомобилей заметно поменял интерпретацию. Теперь главный смысл заключается не столько в качестве, сколько в цене, смотря на которую, слово «дешево» приходит на ум последним…

Hongqi L5

Нетрудно заметить, что китайских машин на дорогах стало больше. В несколько раз больше. Чери, Лифаны, Джили, Грейт Уолы, если и не заполонили улицы, как Логаны или Фокусы, то встречаются с завидной регулярностью. Неужели китайские автомобили наконец-то стали конкурентоспособны? Неужели китайцы переплюнули корейцев, пройдя путь от выпуска ходовых недоделанных макетов до нормальных автомобилей всего за десять лет?

Тесты Lifan X60 и Brilliance V5, испытания передне- и полноприводной версии Chery Tiggo, а также Chery M11 и новейшей модели Chery A19, презентационные тест-драйвы Changan CS35 показали, что, увы, всё не так радужно, как рисует официальная статистика продаж. Да, прогресс, безусловно, налицо. От сделанных из папье-маше и разваливающихся на ходу поделок, китайские автомобили превратились хотя бы в то, на что можно сесть и куда-то поехать. Но основные претензии к китайским машинам остались неизменны: сильно плавающее качество, неаккуратная сборка, недодуманность и недоделанность многих решений, дисбаланс ездовых характеристик и низкая пассивная безопасность.

Сюда же можно смело вписывать и такие параметры, как отсутствие у большинства марок развитой дилерской и сервисной сети, нестабильная ситуация с поставкой запасных частей, невысокие (порой откровенно «совковые») стандарты обслуживания, а иногда их полное отсутствие.

После всего вышеперечисленного у любого рационально мыслящего человека, планирующего потратить собственные и немалые деньги, должны возникать два вопроса: зачем это покупать и чем руководствуются те люди, которые всё-таки это сделали. Попробуем разобраться…

Dongfeng ax7

Китайские автомобили: цена вопроса

Первый параметр, который обычно убивал наповал (в хорошем смысле), зашедших в салон любого китайского бренда клиентов.

После расчета вожделенной Тойоты или Фольксвагена в среднем исполнении, подпирающем миллионный рубеж, мечта о новой иномарке разбивалась вдребезги. А уж если в желаниях значился кроссовер – и подавно. Обратный путь напрочь расстроенного покупателя, проходящий сквозь гряду автосалонов, в какой-то момент натыкается на представителей Поднебесной. Ба, вот это аттракцион неслыханной щедрости! По большому счету, такие же на вид автомобили, почему-то стоят здесь до двух, а то и более раз дешевле… Почему? Для окрыленного наконец-то достатком собственных денег покупателя хватает объяснения продавца автосалона: «Нет переплаты за бренд»…

Когда-то подобный расклад действительно был реальностью. Ещё помнится чудо-автомобиль «вишневого бренда», который с полным набором опций, включая даже запасное колесо на литом диске, упирался в трехсоттысячную отметку. Магическая цена замутняла глаза и разум, уже после покупки объясняя новоиспеченному владельцу, почему скупой платит дважды…

Но теперь все изменилось. Поняв, что даже бывшие владельцы «Жигулей» не хотят покупать в нужном объеме китайское непотребство, азиатским производителям пришлось хоть немного подтягивать качество сборки, аккуратность исполнения, в отдельных случаях тратиться на западных инженеров и – о чудо! – покупать, а не воровать технологии. Как следствие, все это, само собой, закладывается в цену, которая почти по всем знаковым моделям поднялась… до стоимости сопоставимой со стартовыми европейскими и корейскими аналогами.

Если шесть-восемь лет назад стоимость «китайцев» была такова, что выбор стоял между «Жигулями», пятнадцатилетней иномаркой и новой китайской машиной, то сейчас язык не поворачивается ставить в оправдание покупки китайского автомобиля слово «сэкономил».

lifan_720_5

А есть ли качество?

Так может быть не жалко заплатить новую цену? В конце концов, мы звоним по китайским «Айфонам», смотрим китайские «Самсунги» и одеваемся в китайский «Адидас». И ничего, никто особо не жалуется. Так почему бы не ездить на китайских машинах?

К сожалению, это распространенное обывательское заблуждение. Дело в том, что в Китае два производственных рынка: один, где под жестким присмотром надзирателей из Европы и Америки, китайцы делают брендовые вещи, отвечающие мировым стандартам. Второй – где, согнанные коммунистической партией с рисовых плантаций крестьяне пытаются заполонить мир всем, что успели собрать иногда в кустарных условиях почти без всякого контроля. Автомобили собственных брендов далеко не всегда среди первых.

Конечно, в рамках обычного тест-драйва оценить уровень качества невозможно. На машине нужно ездить, ездить и ездить. И в двух случаях нам это удалось: длительные (всего лишь месячные) тесты два почти новых китайских кроссовера отходили без серьезных нареканий, как-то отказ двигателя или коробки, но претензий у нас к ним набралась масса.

Суммарно: обширно облупившаяся с порогов краска, металл под которой тут же заржавел, периодический грохот глушителя, плохо закрывающиеся двери, стук рулевой рейки, отказ работы магнитолы, «глюки» с электрикой и оставшийся в руках рычаг коробки передач.  Уже до кучи плюсуем крайне невысокого качества отделочные материалы и сборку, особенно мелких подвижных деталей, вроде кнопок или шайб микроклимата, которые в лучшем случае люфтят, в худшем – вываливаются.

Это только то, что произошло с тестовыми машинами за один месяц и средний пробег около 5000 км. И это не считая того, что Интернет буквально наводнен куда более серьезными жалобами клиентов на качество. Увы, при стоимости автомобилей шестьсот-семьсот тысяч рублей такие дефекты просто недопустимы. А уж ездовых претензий за время всех тестов китайских машин набралось ещё больше.

новое поколение Chery Tiggo

Ездовые характеристики, комфорт и безопасность? Не, не слышали…

Руль с гидро- или электроусилителем, четыре колеса, тормоза с ABS, схема подвесок, двигатель приличного объема и мощности, подушки безопасности, регулировки сидений и так далее… Смотришь на китайские автомобили и видишь, что в них есть всё или почти всё то же самое, что и в японских или европейских машинах. Вот и покупатели, ощущая значительную разницу в цене, не видят серьезной разницы в описании ни технических характеристик, ни комплектаций. Возникает резонный вопрос, зачем переплачивать?

К сожалению, собрать всё вышеперечисленное в автомобиль – это только полдела. Нужно всё вышеперечисленное настроить, чтобы это правильно ехало, хорошо управлялось, быстро тормозило, а в крайнем случае — уберегало всех находящихся в салоне. И вот как раз таки со всем этим у китайских автомобилей беда.

Даже в российских представительствах китайских брендов в кулуарах откровенно говорят, что доводочными испытаниями и производственными никто не занимается. У кого-то нет финансовых ресурсов, у кого-то производственных мощностей, у кого-то желания. Это у Форда настройкой ездовых характеристик занимался трехкратный чемпион Формулы-1 Джеки Стюарт, а у китайских автомобилей зачастую, дай Бог, если удачно воспроизвели то, с чего скопировали.

Вот и получается, что купленные даже по лицензии у японцев двигатели визжат и гудят, но на свои силы не едут. Испытания показывают: тяговые характеристики моторов слабые и доступны в очень узком диапазоне оборотов, в передачи рычагом приходится целиться, а порой и применять силу. Работа тормозов вызывает холодную испарину. Из-за настроек усилителя связь с машиной по рулю чаще всего почти нулевая, в лучшем случае – резиново-искусственная.

m_dsc8517

В подвеске китайцы научились настраивать разве что энергоемкость и то, в отдельных конкретных случаях. А уж про управляемость и говорить не стоит: на некоторых моделях разгоняться быстрее 100 км/ч откровенно страшно – динамический коридор на трассе по полметра в каждую сторону. О наличие таких систем ESP и говорить не стоит. А краш-тесты по современным меркам не дотягивают даже до «трехзвездных» стандартов EuroNCAP.

При этом шумоизоляция в китайских машинах, кажется, присутствует только на бумаге. Хода педалей не выверены. «Радикулитные» сиденья, часто покрытые резиновой кожей, хорошо, что с регулировками — можно хоть как-то что-то подстроить. Диапазоны движения руля почти отсутствуют. Ежедневная езда на таком автомобиле превращается в выматывающую работу. Пытаться с этим спорить, значит идти против очевидного, обманывая в первую очередь себя…

Китайские авто: выводы

Конечно, всё вышеперечисленное – эдакий собирательный образ китайского автомобиля на основе всех тест-драйвов последнего полугодия. Какие-то из автомобилей неплохо разгоняются, какие-то лучше тормозят, на некоторых даже не страшно заложить покруче поворот. Но общем и целом, учитывая сильно возросшую стоимость китайских автомобилей, ситуация выглядит удручающей.

Всё это без проблем попадает на российский рынок. Глупцы, кто думает, что китайцы хотят помочь русскому брату, предложив назло жадным капиталистическим врагам, наконец, честный автомобиль за честную цену. Задача у китайских компаний, как и у всех – капиталистическая — забрать у клиента все его деньги всеми возможными способами. Только китайские производители ещё и не сильно заботятся об уровне своего продукта. Будь иначе, мы бы не видели сейчас цен в шестьсот, семьсот и даже восемьсот тысяч рублей за китайские автомобили.

FAW Besturn X80

Почему мы их видим? Да потому что чудес не бывает. Как только китайцы начали вкладывать в свой продукт зачатки качества, поднимать инженерный уровень, покупать технологии и специалистов, строить розничные сети и стараться вести цивилизованную рыночную игру, тут же подскочила и цена. И чем ближе новая китайская машина по характеристикам стала приближаться к европейским, корейским и японским аналогам, тем мгновенно к ним становится ближе и её стоимость. Причем растет она заметно быстрее качества и уровня автомобилей.

Самое интересное, что китайские производители обо всем этом знают. Всё прекрасно знают и понимают сотрудники российских представительств китайских брендов. Замечательные ребята и девушки, работающие, к примеру, в PR-отделах, находятся между молотом и наковальней – с одной стороны азиатские работодатели, которые обязывают продавать и продвигать, с другой – безостановочная критика в прессе и со стороны клиентов. Причем сами-то они, владея японскими и европейскими автомобилями,  неофициально на стороне последних, прекрасно понимая, что и за какие деньги они продают. Но зарплату им платят не за понимание…

новый Lifan Solano

Зачем же тогда наши соотечественники тратят на эти пока ещё не совсем автомобили собственные и немалые деньги?

Прямое и косвенное общение с владельцами, большинство которых напрочь игнорирует любые проблемы, закрывает глаза на очевидные недостатки, не признаёт никакой критики и собственных ошибок, а при малейшем оперировании фактами, переходят на оскорбления и обвинения в продажности, (причем непонятно с чьей стороны), заставляют сделать печальный вывод о причинах выбора: невежество, лень и отсутствие внутренней самодостаточности.

Вместо того, что разобраться, протестировать, опробовать, сравнить со всеми конкурентами, поездить на одной машине, потом на другой, расставить приоритеты, выбрать главные параметры, изучить характеристики, пообщаться на сервисе, задать вопросы, посмотреть отзывы и почитать профессиональных испытателей и владельцев (достаточно выбрать 2-3 пункта), отфильтровав зерна от плевел, наш человек покупает то, что круче выглядит и дешевле стоит.

Русский человек будет слушать мнение профессионалов, изучать и сравнивать?! Ещё чего! Он сам всё знает. А разбираться со всем этим времени нет. Похожа на «джип» и стоит «три копейки» – плевать какого она там качества и как едет, потом будем разбираться. Главное, чтобы сосед на «Жигулях» от зависти удавился…

lada kalina cross