Car of the Day

Автомобильный интернет-журнал

.

Как собирают автомобили на заводе General Motors


Как собирают автомобили на заводе General Motors

Корреспондент Car of the Day побывал на петербургском предприятии GM в Шушарах и увидел, как из набора отдельных компонентов рождаются новенькие Opel Astra и Chevrolet Cruze.

 

Завод General Motors в Шушарах

Цех сварки
Производство автомобилей на заводе GM в Санкт-Петербурге начинается с цеха сварки. На площади в 9000 квадратных метров персонал цеха занимается производством кузовов автомобилей. Штампованные детали для цеха сварки на завод поставляются из Евросоюза, Кореи и уже есть детали, локализованные в России. Отдел логистики занимается приемкой, распаковкой, а также отвечает за доставку деталей до станций в цехе сборки и сварки.

Сварочные операции выполняются вручную методом контактной сварки. Чтобы исключить возможность возникновения дефекта, все операторы выполняют стандартную работу, но чтобы избежать однообразия в пределах бригад осуществляется ротация; как правило, работник может работать на всех станциях своей бригады.

На каждом кузове около 2 800 сварных точек. Сварка кузова состоит из трех основных этапов: сварка подсборок, формирование кузова, подготовка кузова к окраске. На всех этапах производства осуществляется контроль качества. Сверх того осуществляется выборочная проверка сварных точек на разрыв (проверяется качество сварных точек), качество сварных соединений проверяется посредством УЗД (ультразвуковой диагностики), в специальном отсеке проверяются зазоры и перепады сопряжений навесных панелей, проверяется геометрия кузова с помощью специального оборудования – с помощью высокоточного оборудования фактические параметры кузова сравниваются с его математической моделью. В случае обнаружения несоответствий на любом этапе все дефекты устраняются и производится дополнительная проверка всей партии кузовов.

Завод General Motors в Шушарах

Сварка кузова проходит в 7 основных этапов. На первых трех этапах производится подсборка моторного отсека, переднего и заднего пола, внутренних и внешних боковин, а также полностью сваривается пол. Далее идут процессы сварки всех боковин и крыши, обварки кузова, производится сварка полуавтоматом. На сваренную нижнюю часть кузова набивается номер автомобиля и вот — автомобиль приобретает индивидуальные черты. На предпоследнем этапе осуществляется навес крыльев, дверей, капота и багажника, выставляются зазоры. И, наконец, на стадии финальной обработки кузова происходит его зачистка и полировка. Сварочная линия может одновременно производить и Cruze, и Astra, причем в обоих кузовах. Это возможно благодаря использованию сменных гейтов, представляющих собой роботизированную станцию по формированию и заданию геометрии кузова. Замена гейтов производится дважды за смену и занимает всего 6 минут.

Следование внутренней системе качества и принципам GMS помогает контролировать качество кузовов, в том числе и в цехе сварки. После прохождения  всех стадий, кузов покидает цех сварки и отправляется в следующий за ним цех окраски.

Завод General Motors в Шушарах - окраска

Цех окраски

На заводе в Санкт-Петербурге цех окраски занимает площадь в 2500 квадратных метров и расположен на трех уровнях. Процесс окраски является наиболее сложным в автомобильном производстве. Требования к чистоте и порядку в цехе чрезвычайно высокие: работа ведется в безворсовых комбинезонах, один из этажей почти полностью занимает оборудование по очистке воздуха до пяти и двух микрон. Попадая в цех окраски, кузов на специально оборудованном подвесном конвейере поступает на линию подготовки, где проходит стадии предварительной очистки, обезжиривания, фосфатирования и другие. Обработка производится методом распыления и погружения кузова в специальные ванны. Темп и время погружения, расход химикатов регулируются установленным на конвейере программируемым контроллером. Подготовленный кузов подвергается катафорезной обработке для обеспечения основной антикоррозийной защиты. В цехе окраски  завода Джи Эм Авто используются самые современные материалы – после обработки катафорезом кузов получает антикоррозийную гарантию на десять лет. Далее на кузов наносится герметик и звукопоглощающие материалы, которые защищают автомобиль от проникновения воды, вибрации и шумов. На подготовленный соответствующим образом кузов наносится грунт. Закрепленный в печи грунтовый слой проверяется на наличие недочетов, в случае их обнаружения кузов будет перемещен в специальную зону и недочеты устранены. Цех окраски максимально автоматизирован, окраска кузова и нанесение лака осуществляется с помощью роботов. Роботы могут окрашивать автомобили в 8 различных цветов. Таким образом, например, 4 машины, из одной партии камеры могут покрасить в черный цвет, затем, поменяв настройки, следующие 4 машины покрасить в белый цвет и так далее. После сушки, конвейер с окрашенными кузовами выходит в третий, сборочный цех.

Завод General Motors в Шушарах -кузовной цех

На заводе Джи Эм Авто, как и на всех других производственных площадках GM по всему миру, используется единая глобальная система производства GM GMS, охватывающая все области организации производства – от формы цехов и способа поставки и расположения комплектующих в рабочей зоне оператора, до методов выполнения стандартных операций и осуществления контроля качества непосредственно в процессе работы. Принципы бережливого производства обеспечивают эффективность производства и логистических цепочек, а также качество выпускаемой продукции.

Цех сборки

Площадь сборочного цеха занимает около 12 тысяч квадратных метров и спроектирован в форме буквы «T», включающей две линии внутренней отделки автомобиля, линию по сборке ходовой части, зону финальной сборки, зоны подсборок. Такая форма устройства цехов характерна для General Motors и обеспечивает максимальное удобство доставки комплектующих на конвейерные линии. Основной принцип производственной системы  General Motors, знакомый всем операторам производственных линий: «Не принимать, не производить, не поставлять дефект» — это значит, что в задачи каждого операторов входит контроль качества используемых им деталей и производимой им операции. На случай возникновения у оператора сомнений или проблем, он может воспользоваться специальной системой «Андон» — звуковым сигналом, который позволяет в случае необходимости остановить конвейер и предотвратить возникновения дефектов.

Завод General Motors в Шушарах

Автомобиль поступает из цеха окраски непосредственно в камеру воскования, где операторы в герметичных костюмах наносят воск в труднодоступные отверстия для обеспечения дополнительной устойчивости к коррозии. Далее автомобиль перемещается на конвейерную линию внутренней отделки. Для выполнения работ по установке всех тяжелых элементов используются манипуляторы: благодаря им установка передней панели, стекол, сидений и дверей занимает считанные минуты. Вклейка стекол, несмотря на кажущуюся простоту, высокотехнологичный процесс – для точного нанесения изоляционного материала на стекла используется робот.
Линия подсборки двигателя и станция соединения двигателя и трансмиссии спроектированы для работы с разными моделями: на станции «marriage» (или «женитьбы») роботизированные телеги самопозиционируются с помощью системы WiFi, а «хэнгеры», подающие кузова, «понимают» какой тип кузова переносят и на какую высоту следует опуститься, например, для установки запасного колеса.
Завод General Motors в Шушарах
Последний сборочный этап – это линия «шасси», где осуществляется заправка технологических жидкостей, автомобиль впервые встает на свои собственные колеса и уже самостоятельно отправляется на дополнительные станции контроля качества. Важно отметить, что контроль качества сборки автомобиля на заводе GM в Санкт-Петербурге производиться не только на финальной линии качества. Специалисты отдела осуществляют мониторинг на протяжение всего процесса производства, находясь непосредственно на линии.

Завод в Санкт-Петербурге внедрил систему качества, используемую GM во всем мире для производства автомобилей мирового класса. Используя известный принцип GM «Воронка качества», автомобили передаются на финальную линию для выполнения последних операций производственного процесса и проверки качества по нескольким параметрам. На станциях контроля качества производится полный осмотр автомобиля на наличие внутренних и внешних дефектов, каждый автомобиль проходит через дождевую камеру, динамический тест, где автомобиль разгоняется до 110 км в час, проверку на скрипы и шумы.  Особое место в процессе занимает выборочный расширенный аудит автомобилей, где работает персонал специально обученный замечать малейшие недочеты. Кроме такой инспекции эти автомобили выводятся на дороги общего пользования, и специалист оценивает функционирование автомобиля в реальных условиях эксплуатации.

Завод General Motors в Шушарах

Фото: GM

Текст: Движок